Нематериальные активы

Определение понятия «нематериальные активы»

Под нематериальными активами подразумеваются активы предприятия, не обладающие физической формой. К ним относятся:

  • промышленная собственность, в которую входят различные патенты, например, на изобретения, селекционные достижения, промышленные образцы, а также свидетельства на различные товарные знаки;
  • объекты авторских и смежных прав, то есть научные, литературные, музыкальные, художественные и другие произведения, базы данных, компьютерные программы;
  • информация, являющаяся коммерческой тайной (различные ноу-хау, которые приносят или могут принести доход или другую пользу, результаты всевозможных исследований, а также документация, неохраняемая патентами).

Нематериальные активы: критерии признания

В соответствии с МСФО 38 нематериальными активами считаются идентифицируемые неденежные активы, не обладающие физической формой. Для отражения нематериальных активов в финансовой отчетности предприятия они должны соответствовать определенным критериям.

Идентификация нематериальных активов

Нематериальные активы должны быть отделимы от прочих активов компании и, главное, от ее деловой репутации. Это необходимо для того, чтобы их можно было обменять, продать или сдать в аренду, не нанеся тем самым ущерба экономическим выгодам, генерируемым прочим имуществом.

Осуществление контроля над нематериальными активами

Контролировать нематериальные активы можно при наличии юридических прав на их использование (например, разработки компании должны быть защищены патентами). По критериям контроля можно определить, что является нематериальными активами, а что – нематериальными ресурсами (квалификация персонала, доля рынка, лояльность покупателей и пр.). Нематериальные ресурсы, как правило, не приносят компании экономических выгод, т. к. невозможно держать под контролем такие внешние факторы, как реакция конкурентов, поведение персонала и прочее. Нематериальные активы могут быть отражены в отчетности компании при условии, что их использование предполагает получение дополнительной прибыли в будущем.

Срок действия нематериальных активов

Чтобы определить срок выгодного использования нематериальных активов, необходимо учитывать возможность управления активами, динамику их жизненных циклов, технологическое устаревание, действия конкурентов, стабильность отрасли и т. д. Сроки действия нематериальных активов, возникших у предприятия на основании договоров или других прав, не должны превышать сроки действия этих договоров. При условии возобновления прав сроки полезной службы могут включать период продления, но без особых дополнительных расходов. В случае полезного использования нематериальных активов в течение полного срока должна начисляться амортизация.

Как продать нематериальные активы

Обычно продаются не сами объекты нематериальных активов, а лишь право на их использование. Покупателю при продаже нематериальных активов выписывается счет, а также акт приемки-передачи. Подобные операции облагаются налогом на добавочную стоимость.

Нематериальные активы: прекращение признания

Прекращение отражения нематериальных активов в финотчетности наступает в случае выбытия, например, продажи, дарения и т. д., или же когда использование или продажа актива не несет экономических выгод. Как доходы, так и убытки рассчитываются в виде разницы между суммой, полученной от выбытия актива (за вычетом сопутствующих расходов) и его балансовой стоимостью.

Заказать обратный звонок
x
по телефону: на

или отменить

Политики конфиденциальности.