Ноу-хау: защита секретов производства

В последнее время в юриспруденции появилось новое понятие – ноу-хау и способы его защиты. Слово «ноу-хау» пришло в русский язык с английского, где оно дословно значит «знаю как». На территории России этим понятием обозначают секрет производства, то есть любые сведения, являющиеся коммерческой тайной. Они не могут использоваться в качестве объекта купли-продажи; применяться, чтобы достичь преимущества над конкурентами и т. п. К таким сведениям можно отнести оригинальные технологии, умения, знания, изобретения.

Ноу-хау являет собой набор информации, в который входят методы, формулы, схемы, инструменты, необходимые для успеха начинаний в любой области либо профессии. Некоторые юрисдикции включают сюда и патенты, конфиденциальную информацию, с помощью которой удается достичь превосходства над конкурирующими сторонами. Также в данное понятие входят результаты эвристического труда.

Способы защиты ноу-хау

Обычно под словом «ноу-хау» подразумеваются инновации, имеющие коммерческую ценность. Так как их значимость заключается в нераспространении среди посторонних лиц, то по отношению к таким секретным сведениям применяется соответствующий режим – коммерческая тайна. Ноу-хау – главные активы компаний, специализирующихся на высоких технологиях.

Если компания желает использовать какое-либо техническое решение или способ производства монопольно, она должна защитить ноу-хау от конкурентов. Существует два способа защиты: патент и коммерческая тайна. Они характеризуются одинаковой целью – предотвратить выток информации; не допустить, чтобы конкурентам стали известны инновационные подходы; получить максимальную выгоду от использования ноу-хау монопольно.

Однако защитные методы данных способов существенно отличаются. Так, патентирование – защита раскрытых сведений законом. Такой способ предполагает запрещение использования любого решения третьими лицами без согласия человека, у которого имеется патент на это ноу-хау. Не получив разрешения, но воспользовавшись производственным секретом, третьи лица могут оказаться участниками судебного разбирательства.

Коммерческая тайна – защита с помощью тайны. Инновационные сведения хранятся в секрете, но если они стали известны, запретить использовать техническое решение невозможно. Кроме того, права на ноу-хау действенны, пока сохраняется секретность. Бывают случаи, когда для защиты используют сразу два метода. Патентом защищают монопольные права на общие параметры, а тонкости производства оберегают коммерческой тайной.

Передача ноу-хау

Не получившие патентной охраны сведения (экономические, технические, организационные) могут быть переданы другим лицам. В таком случае заключается договор, который называется беспатентной лицензией. Важнейшее свойство ноу-хау – неизвестность, поэтому при передаче соглашение должно носить конфиденциальный характер. Также по условию договора, которым регулируется передача ноу-хау, запрещается выдавать сублицензии на использование информации лицензиатами. Каким образом будет использоваться инновация, стороны определяют сами. Это должно быть оговорено в соглашении.

Несмотря на то, что секрет производства – достаточно новое правовое понятие для наших широт, все правовые нюансы ноу-хау на территории России регулируются законодательством. Незаконное использование либо разглашение секретных сведений, если на это не дал согласие правообладатель, карается законом (в случае, когда такие действия причинили значительный ущерб).

Заказать обратный звонок
x
по телефону: на

или отменить

Политики конфиденциальности.