Отличия между фирменным наименованием и товарным знаком

Для того чтобы правильно пользоваться понятиями «товарный знак» и «фирменное наименование», нужно хорошо понимать правовую природу каждого. Оба эти определения служат для привлечения прибыли, они способствуют тому, что продукция выделяется среди аналогичной, имеет необычный, привлекательный внешний вид, особую упаковку и т. д. Однако между ними все-таки есть различия.

Различия между фирменным наименованием и товарным знаком

Цель фирменного наименования – индивидуализация самой организации, а цель товарного знака – индивидуализация производимой продукции. На фирменное наименование имеют право только коммерческие юридические лица, а на товарный знак еще и индивидуальные предприниматели. Форма обозначения фирменного наименования – слово или сочетание слов, а форма товарного знака может содержать еще и звуковое, объемное, изобразительное обозначение.
Кроме того, фирменное наименование имеет неограниченный срок действия на территории нахождения юридического лица, а товарный знак – 10 лет (срок можно продлевать) на территории всей России и стран, которые ратифицировали Парижскую конвенцию. Фирменное наименование не требует специальной регистрации в отличие от товарного знака, но они оба подлежат правовой охране.

Различия в правах, обязанностях, способах передачи и защиты

Права фирменного наименования позволяют участвовать в гражданском обороте под своим именем, однако при обязательном сохранении прав первого обладателя. Товарный знак может изображаться на упаковках, бланках, вывесках, использоваться в рекламе, а распоряжаться им можно без ограничений.

Что касается обязанностей, то фирменное наименование должно обязательно указываться в официальных документах, а так же в отношениях с потребителями. Если товарный знак не используется в течение трех лет, его права могут быть прекращены досрочно. Способом передачи для фирменного наименования является договор коммерческой концессии и продажи предприятия. А для товарного знака – те же документы, а также лицензионный договор.

Последнее отличие – способ защиты. В обоих случаях он может быть административным и судебным. Но для защиты фирменного наименования, кроме обращения в службу по патентам и товарным знакам и по интеллектуальной собственности, следует еще обратиться в антимонопольную службу.

О содержании фирменного наименования и товарного знака

При использовании фирменного наименования следует придерживаться общих правил. Среди них – написание своего имени, фамилии, правильного использования таких слов и фраз, как «Россия», «Российская Федерация» и т. д. Для товарного знака ограничений много.

О столкновении прав владельцев знаков и наименований

Ситуации столкновений возникают часто. Примером может послужить использование владельцами фирменного наименования и товарного знака одинаковых слов или элементов. Порой и статьи закона в таких случаях противоречат друг другу, поэтому определить, кто из владельцев действительно прав, сложно. В этом случае больше прав у того, кто зарегистрировал название раньше.

Если это владелец товарного знака, то он может настаивать на прекращении использования своего наименования. Если же речь идет о владельце фирменного наименования, то обязательно должны учитываться такие моменты, как известность данной фирмы на территории России, однородность услуг и товаров. Фирменное наименование и товарный знак, как видно из вышесказанного, – различные понятия, что отражается на их правах и обязанностях.

Заказать обратный звонок
x
по телефону: на

или отменить

Политики конфиденциальности.